|
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» № 2-о от 11.01.2010г.
Положение
о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19»
1. Общие положения
Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных
достижений обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» (далее - портфолио).
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Цели портфолио:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения:
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его;
способности практически применять приобретенные знания и умения;
формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов
Раздел «Мой портрет» включает в себя:
- личные данные обучающегося;
- автобиографию (резюме) обучающегося;
- результаты психологической диагностики обучающегося;
- информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- результаты проведенного обучающимся самоанализа;
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;
- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя:
- предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные. Всероссийские, вузовские, в том числе дистанционного характера;
- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
- образовательные тестирования и курсы по предметам;
- школьные и межшкольные научные общества;
- конкурсы и мероприятия, организованные управлением образования Администрации городского округа Электросталь.
Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Раздел «Портфолио работ» составляет вариативную часть портфолио. Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, художественных достижений; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, фестивалях, конкурсах, социальных проектах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик и др.
Этот раздел включает в себя:
- исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстрации и т.п.);
- проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
- работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
- другие формы творческой активности: участие в работе школы юного филолога, творческих мастерских, школьного театра (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
- элективные курсы и факультативы (указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; форма итогового отчета);
- спецкурсы на базе Электростальского государственного колледжа (указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; форма итогового отчета);
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность);
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
- участие в олимпиадах и конкурсах, в том числе дистанционного характера (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат);
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия);
- публикации на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» (раздел «Портфолио обучающихся»), школьном сайте (указывается название конкурса, тема представленной работы, раздел и дата публикации);
- спортивные достижения (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
Раздел «Портфолио отзывов» составляет вариативную часть портфолио. Включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, преподавателями Электростальского государственного колледжа, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя:
- заключение о качестве выполненной работы;
- рецензию на статью, опубликованную в средствах массовой информации или размещенную на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» (раздел «Портфолио обучающихся»), школьном сайте;
- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
- отзывы и рекомендации преподавателей Электростальского государственного колледжа о пройденной практике;
- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
- эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
- иную информацию, подтверждающую отношение обучающегося к различным видам деятельности.
Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений на территории Московской области независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.
3. Оформление портфолио
Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения. Материалы оформляются в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность.
Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19». В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19».
При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио.
Директор разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио: распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы образовательного учреждения.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся, осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном учреждении;
классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помешенных в портфолио
Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
конференциях:
федеральный уровень: победитель - 10 баллов: призер - 8 баллов; участник -3 балла;
региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2 балла;
муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла, участник – 1 балл.
школьный уровень: победитель, призер - 2 балла.
Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение
обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение
образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования
(обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований
(сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;
удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т.д.) - 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
Ранжирование материалов, помещаемых в раздел «Портфолио
работ», осуществляется следующим образом:
проектные, исследовательские работы, спортивные достижения, различные практики, участие в научных конференциях и семинарах – 2 балла за каждую работу, достижение, участие;
реферативные, творческие, художественные работы, техническое творчество, работы по искусству, участие в работе элективных, факультативных курсов, других формах творческой активности – 1 балл за каждую работу, мероприятие.
Ранжирование материалов, помещаемых в раздел «Портфолио отзывов», осуществляется следующим образом:
рецензию на статью, опубликованную в средствах массовой информации или размещенную на сайте «Портфолио», школьном сайте; отзыв о выступлении на научно-практической конференции; отзывы и рекомендации преподавателей электростальского государственного колледжа о пройденной практике; резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения – 2 балла;
заключение о качестве выполненной работы; отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, рекомендательное письмо о прохождении социальной практики; иную информацию, подтверждающую отношение обучающегося к различным видам деятельности – 1 балл.
6. Общие положения
Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
при зачислении обучающихся в классы с углублённым изучением отдельных предметов, профильные классы;
в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
при проведении внутришкольного контроля.
|