УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 19»
№ 2-о от 11.01.2010г.

Положение
о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19»

1. Общие положения

  1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» (далее - портфолио).
    • Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.
    • Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
  2. Цели портфолио:
    • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
    • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения:
    • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
    • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
    • содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
    • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
    • обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его;
    • способности практически применять приобретенные знания и умения;
    • формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
    Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

2. Структура портфолио

  1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов

    • Раздел «Мой портрет» включает в себя:
      • личные данные обучающегося;
      • автобиографию (резюме) обучающегося;
      • результаты психологической диагностики обучающегося;
      • информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
      • результаты проведенного обучающимся самоанализа;
      • описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
      • результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;
      • другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
    • Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя:
      • предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные. Всероссийские, вузовские, в том числе дистанционного характера;
      • мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
      • образовательные тестирования и курсы по предметам;
      • школьные и межшкольные научные общества;
      • конкурсы и мероприятия, организованные управлением образования Администрации городского округа Электросталь.
      Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
    • Раздел «Портфолио работ» составляет вариативную часть портфолио. Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, художественных достижений; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, фестивалях, конкурсах, социальных проектах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик и др. Этот раздел включает в себя:
      • исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстрации и т.п.);
      • проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
      • техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
      • работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
      • другие формы творческой активности: участие в работе школы юного филолога, творческих мастерских, школьного театра (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
      • элективные курсы и факультативы (указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; форма итогового отчета);
      • спецкурсы на базе Электростальского государственного колледжа (указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; форма итогового отчета);
      • различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность);
      • занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
      • участие в олимпиадах и конкурсах, в том числе дистанционного характера (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат);
      • участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия);
      • публикации на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» (раздел «Портфолио обучающихся»), школьном сайте (указывается название конкурса, тема представленной работы, раздел и дата публикации);
      • спортивные достижения (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
      • иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
    • Раздел «Портфолио отзывов» составляет вариативную часть портфолио. Включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, преподавателями Электростальского государственного колледжа, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя:
      • заключение о качестве выполненной работы;
      • рецензию на статью, опубликованную в средствах массовой информации или размещенную на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» (раздел «Портфолио обучающихся»), школьном сайте;
      • отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
      • отзывы и рекомендации преподавателей Электростальского государственного колледжа о пройденной практике;
      • резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
      • эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
      • рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
      • иную информацию, подтверждающую отношение обучающегося к различным видам деятельности.
  2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений на территории Московской области независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.

3. Оформление портфолио

  1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения. Материалы оформляются в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
  2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
  3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
    • систематичность и регулярность ведения портфолио;
    • достоверность сведений, представленных в портфолио;
    • аккуратность и эстетичность оформления;
    • разборчивость при ведении записей;
    • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
    • наглядность.
  4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
  5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
  6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19». В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося

  1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19».
  2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
    • Обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио.
    • Директор разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио: распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы образовательного учреждения.
    • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся, осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном учреждении;
    • классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
    • учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
    • педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

5. Ранжирование результатов, помешенных в портфолио

  1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
    • федеральный уровень: победитель - 10 баллов: призер - 8 баллов; участник -3 балла;
    • региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2 балла;
    • муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла, участник – 1 балл.
    • школьный уровень: победитель, призер - 2 балла.
  2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
    • сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;
    • удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т.д.) - 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
  3. Ранжирование материалов, помещаемых в раздел «Портфолио работ», осуществляется следующим образом:
    • проектные, исследовательские работы, спортивные достижения, различные практики, участие в научных конференциях и семинарах – 2 балла за каждую работу, достижение, участие;
    • реферативные, творческие, художественные работы, техническое творчество, работы по искусству, участие в работе элективных, факультативных курсов, других формах творческой активности – 1 балл за каждую работу, мероприятие.
  4. Ранжирование материалов, помещаемых в раздел «Портфолио отзывов», осуществляется следующим образом:
    • рецензию на статью, опубликованную в средствах массовой информации или размещенную на сайте «Портфолио», школьном сайте; отзыв о выступлении на научно-практической конференции; отзывы и рекомендации преподавателей электростальского государственного колледжа о пройденной практике; резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения – 2 балла;
    • заключение о качестве выполненной работы; отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, рекомендательное письмо о прохождении социальной практики; иную информацию, подтверждающую отношение обучающегося к различным видам деятельности – 1 балл.

6. Общие положения

  1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
    • при зачислении обучающихся в классы с углублённым изучением отдельных предметов, профильные классы;
    • в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
    • при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
    • при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
    • при проведении внутришкольного контроля.
Сайт создан в системе uCoz