Введение

Образование как подсистема культуры всегда нацелено на формирование личности, готовой успешно действовать в условиях существующей культуры. Но одновременно оно закладывает в человеке способность создавать культурные программы будущего. В этом смысле образование – механизм культурогенеза.

Обслуживая ту или иную эпоху, образование «зеркалит» ее признаки. Господствующая же культура определяет способы формирования конкретного социально-педагогического идеала.

Современная культура актуализирует уникальность человека, она объективно нацелена не на пользу, а на самоценность человеческой жизни. Саморазвивающаяся, самодостаточная личность, отвечающая за свои поступки, проявляющая себя субъектом, а не объектом социального бытия, свободно реализующая себя в динамичном мире – вот социально-педагогический идеал личности информационной культуры. На первый план в образовании выходят «идеи понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, творческого подхода к ситуации, уважение личности и ее прав».

Таким образом, модернизация образования нацелена главным образом на создание новой образовательной модели, адекватной современной культурной эпохе.

Настоящая Программа развития составлена на основании следующих нормативных актов:

  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
  • Областной целевой Программы «Развитие образования в Московской области на 2001 – 2005 гг.»;
  • Областной целевой Программы «Развитие образования в Московской области на период 2006 – 2010 гг.»;
  • Регионального проекта комплексной модернизации образования в Московской области;
  • Программы развития системы образования городского округа Электросталь на 2004 – 2007 гг.

Главной идеей программы развития школы является создание новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности учащихся. Эта практика должна работать на создание адаптивного к условиям данного города, современного и конкурентоспособного учебного заведения, способного давать качественное углубленное, профильное образование, стандартное государственное образование, а также реабилитирующее образование. При этом создаваемая модель должна была быть очень гибкой, быстро реагирующей изменением числа классов, профилей, уровней образования на новые образовательные потребности.

Образовательный процесс можно представить как выстроенную систему педагогических действий, соответствующих поставленным целям. Цели образовательного процесса задаются социальным образовательным заказом, который определяется государством и образовательными потребностями населения данной территории. В аналитической и планируемой деятельности школы не может не быть изучения внешней среды, потребности в образовании, планирования и стимулирования спроса на образование и его удовлетворения.

Системное изучение заказа учащихся и их родителей на образовательные услуги, анализ накопленного педагогическим коллективом опыта и сложившаяся в МОУ и вокруг МОУ образовательная среда поставили перед администрацией и педагогическим коллективом задачу – разработать образовательную модель нового типа, ставящую перед собой задачу обучения, развития и воспитания всех детей с различными особенностями и склонностями. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию.

В таких микрорайонах, как наш, где нет возможности обеспечить чистоту педагогического жанра, такая модель помогает воплотить в жизнь продуктивную идею вариативного образования. Новые образовательные модели в настоящее время выстраиваются преимущественно исходя из ориентации на реальный контингент учащихся и конкретный социальный заказ.

Не менее важным фактором сегодня являются миграционные процессы, которые заставляют школу быть постоянно готовой к приему любых категорий обучающихся.

Социальный заказ – это главная основа и стимул развития школы.

Начиная с 2001 года, педагогический коллектив и администрация школы вели сбор маркетинговой информации по следующим направлениям:

  • Необходима ли дифференциация учащихся по уровням образования.
  • Необходимо ли углубленное образование и какое именно.
  • Необходимо ли дополнительное образование и какое именно.
  • Необходимо ли профильное образование и какое именно.
  • Сколько иностранных языков необходимо ученику.
  • Каков востребуемый образ выпускника.
  • Какое начальное профессиональное образование необходимо ученикам.
  • Каковы предпочтительные формы, сроки и режим обучения, формы и методы воспитательной работы.

Анализ собранной информации дал нам ответы на все эти вопросы, поставив одновременно серьезные задачи, решение которых невозможно осуществить одновременно и одноместно

Вся полученная информация была собрана в блоки, которые в совокупности составили социальный заказ для учебного заведения. В дальнейшем социальный заказ был сопоставлен с состоянием учебно-воспитательного процесса в школе. Из выявленного противоречия родилась программа развития школы.

В течение 2002-2006гг. школа функционировала в режиме непрерывного развития. При этом учреждение сохранило устойчивость в процессе изменений, не опуская планку ранее достигнутых результатов.

Основные этапы и формы обсуждения и принятия программы

  • Организация и проведение маркетинговых исследований в микрорайоне и городе.
  • Работа над сопоставлением результатов маркетинговых исследований и состоянием учебно-воспитательного процесса МОУ.
  • Разработка концепции программы развития школы.
  • Обсуждение научных теорий, близких к концепции.
  • Выработка основных направлений программы
  • Разработка системы мониторинга.
  • Презентация программы Учредителю.
  • Ведение переговоров с социальными партнерами по ресурсному обеспечению программы.

Принятие и согласование программы

Программа утверждена на собрании трудового коллектива МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» в 2003г.
Программа согласована с учредителем в 2003г.

Назад

Сайт создан в системе uCoz