Концептуальные основания программы развития

Предлагаемая концепция развития МОУ основывается на тех выводах, которые изложены в ходе проведения анализа всей деятельности школы. Очевидными являются проблемы, которые предлагается решить за 2002-2009 гг.

Школа призвана обеспечить социальный заказ в условиях функционирования социальной среды. Оценивая риски, следует отметить, что реальное уменьшение количества учеников в ближайшее пятилетие повлечет за собой изменения всей системы сложившихся отношений образовательного процесса в МОУ. Для сохранения конкурентоспособности следует продолжить поэтапное изменение, основанное на фундаментальном принципе деятельности педагогического коллектива по формированию выпускника как личности способной к творческому самоопределению в жизни. Представление о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения.

Модель личности выпускника

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Выпускника средней общеобразовательной школы должны отличать:

  • достаточный уровень базовых знаний в разных областях науки и умение их синтезировать, создавая пространственный или временной образ;
  • способность самостоятельно мыслить, делать правильный выбор из множества альтернатив;
  • полная включенность в процесс непрерывной творческой учебной деятельности; сформированность мировоззренческой основы для дальнейшего интеллектуального творчества;
  • конкурентоспособность; способность к самообразованию, к быстрой смене устаревших и невостребованных знаний (интеллектуальная мобильность);
  • целостность и многогранность, умение осознать себя в контексте мировой цивилизации, жить в согласии с людьми, природой и самим собой;
  • рациональная организация труда, подготовленность к вузовским формам учебной и научной работы;
  • высокая речевая культура, грамотное и свободное владение стилями речи; сформированность высокого эстетического вкуса;
  • коммуникативная культура;
  • информационная культура личности;
  • адекватная самооценка.

Модель разработана учащимися юридического класса совместно с преподавателями МГОПИ и учителями МОУ "Средняя общеобразовательная школа №19".

Утверждена с дополнением раздела "Программа информатизации образовательной среды" на заседании педагогического совета 29 августа 2008года (Протокол №1).

Срок действия программы развития:

2002 – 2009 годы

Этапы реализации программы:

I этап: 2002 –2005 годы
Определение основных направлений образовательного процесса и разработка технологии их решения.
Конкретизация поставленных задач:

  1. Дифференциация по уровням обучения
    Три учебных потока-траектории, построенных по вертикали от 1-го класса начальной школы до выпускного 11-го класса:
    • траектория базового стандарта (определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов);
    • траектория продвинутого образования (формирование классов с углубленным изучением литературы, правовых дисциплин, а также классов с расширенным уровнем обучения по математике, литературе, английскому языку; выявление одаренных детей и создание условий для их развития);
    • траектория компенсирующего обучения (психолого-педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; формирование классов для детей с различными нарушениями слуха и речи).
  2. Разработка и апробация психосберегающих медицински оправданных технологий обучения, способствующих адаптации учащихся к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам.
  3. Апробация юридического, экономического, технологического профилей обучения на III ступени обучения.
  4. Апробация и внедрение регионального компонента стандарта образования («Культура речевого общения», «Москва – субъект Российской цивилизации»).
  5. Разработка, апробация и внедрение интегрированных программ.
  6. Апробация учебных программ, разработанных совместно с преподавателями МГОПИ и ЭГК, в классах «мягкого» профиля, обучающихся по системе «Школа-вуз», «Школа-колледж».
  7. Апробация в классе компенсирующего обучения с логопедическим сопровождением программы курса «Устранение ошибок в письменной и устной речи обучающихся» ипрограммы Кривцовой «Жизненные навыки».
  8. Апробация в классах для детей с различными нарушениями слуха и речи программы, разработанной в рамках диссертационного исследования аспирантки МГПУ кафедры коррекционной педагогики Гайдовой Ю.В. по проблеме «Влияние уровня тревожности на формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста».
  9. Осуществление принципа преемственности разных форм и разных уровней обучения, позволяющий учащемуся, выбравшему иную (экстернатную) форму обучения или иной уровень обучения, не потерять знаниевый компонент, оставаясь конкурентоспособным;
  10. Создание условий, позволяющих оставить за учащимися, выбравшими иную форму или иной уровень обучения, возможность свободного самоопределения в процессе обучения;
  11. Осуществление миграции учащихся внутри одного учебного заведения, позволяющей преодолеть психологический дискомфорт для обучающихся при их переходе на иную форму или иной уровень обучения и избежать психологической травмы у обучающихся, находящихся в пограничном пространстве между нормой и патологией.
  12. Осуществление через систему мониторинга обучающихся диагностики успешности освоения учащимися государственного образовательного минимума, что позволяет упростить процедуру прохождения промежуточной аттестации в форме экстерната.
  13. Ведение планомерной просветительской деятельности по пропаганде экстернатной формы обучения среди учащихся дневной формы обучения.
  14. Формирование через систему дополнительного образования единого корпоративного пространства, сближающего субкультуры педагогов и учащихся школы независимо от формы обучения;
  15. Формирование, независимо от формы и уровня обучения, образа выпускника как личности компетентной, с высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных программ.
  16. Создание «Дошкольного подготовительного центра».
  17. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Ответственные: директор МОУ Рослякова О.А.
Заместитель директора по НМР Казакова И.Н.

II этап: 2006 –2007 годы
Анализ предварительных результатов деятельности по реализации 1 этапа.
Конкретизация поставленных задач:

  1. Введение многопрофильного обучения (юридического, экономического, технологического).
  2. Разработка и внедрение психосберегающих медицински оправданных технологий обучения, способствующих адаптации учащихся к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам.
  3. Разработка программы «Социальное партнерство как одно из приоритетных направлений развития МОУ»
  4. Овладение всеми педагогами ИКТ.
  5. Внедрение информационных и компьютерных технологий в образовательный процесс МОУ.
  6. Введение платной дополнительной образовательной деятельности.
  7. Организация научного общества обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью. Создание необходимых для этого условий.
  8. Разработка и внедрение программы «Одаренные дети».
  9. Разработка программы реализации основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование».

Ответственные: директор МОУ Рослякова О.А.
Заместитель директора по НМР Казакова И.Н.

III этап: 2007 –2009 годы

  1. Социально-педагогический мониторинг.
  2. Анализ результатов и выявление основных проблем образовательного процесса.
  3. Реализация первого этапа Программы информатизации

Ответственные: директор МОУ Рослякова О.А.
Заместитель директора по НМР Казакова И.Н.

Структура программы:
Предлагается решать задачи путем реализации следующих подпрограмм:

  1. «Развитие образовательной среды МОУ».
  2. «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как с тратегия организации внутришкольного образовательного пространства»
  3. «Инновационная и экспериментальная деятельность»
  4. Интеграция в обучении основам гуманитарных наук».
  5. «Социальное партнерство как одно из приоритетных направлений развития МОУ».
  6. «Сращивание основного и дополнительного образования»
  7. «Одаренные дети».
  8. «Программа информатизации образовательной среды»

Программа информатизации школы разработана в августе 2008 года и утверждена решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29.08.2008г.). В настоящее время педагогический коллектив работает над реализацией основных направлений I-го этапа программы.

Обоснование программы

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий современными технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Программа «Информатизация школьного образования» определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности в МОУ.

Основная цель Программы: переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы.

В рамках Программы решаются задачи:

  1. Формирование информационной культуры учащихся, повышение уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
  2. Подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях.
  3. Внедрение компьютерных информационных технологий в работе различных служб и подразделений (учебного управления, бухгалтерии, библиотеки, канцелярии).
  4. Определение, апробация и внедрение современных подходов к применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании.
  5. Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).
  6. Создание школьной медиатеки.
  7. Автоматизация рабочих мест учителей и администрации.
  8. Использование возможностей кабинетов, оборудованных интерактивной доской и мультимедийным проектором, другими учителями-предметниками.
  9. Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения.
  10. Курсовая подготовка учителей (пользование услугами Центров дистанционного образования);
  11. Развитие межрегиональных контактов.
  12. Организация издательской деятельности в школе.

Поэтапная реализация Программы:

I. Первый этап

Уровень и культура использования вычислительной техники определяют степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к успешному функционированию в условиях информационного общества. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на первом этапе реализации настоящей Программы в МОУ необходимо:

  1. Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе
  2. Подготовить учителей к применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
  3. Рассмотреть вопрос о стимулирующих надбавках учителям, активно использующим информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе и организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
  4. Создать в МОУ координационный совет по использованию возможностей сети Internet
  5. Включиться в работу постоянно действующего семинара по вопросам использования ИКТ на базе Областного Центра Интернет-образования
  6. Наращивать направления социального партнерства с Центром «Диалог»
  7. Запустить в эксплуатацию класс свободного доступа к Интернет
  8. Использовать систему дистанционного обучения по общеобразовательным и дополнительным дисциплинам как одну из форм повышения квалификации педагогических и руководящих работников
  9. Обеспечить учащимся и преподавателям доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время
  10. Активнее привлекать сотрудников школы и представителей администрации к использованию компьютеров и программного обеспечения в своей работе
  11. Разработать систему использования компьютерного класса учителями начальной школы и учителями-предметниками
  12. Создать условия для обучения всех педагогических работников основам компьютерной грамотности
  13. Разработать учебный курс по телекоммуникациям для старшеклассников
  14. Продолжить работу по совершенствованию школьного сайта
  15. Рассмотреть возможность использования дополнительных образовательных услуг
  16. Поднять статус школьной библиотеки как информационного центра. Для автоматизации библиотечных фондов установить в школьной библиотеке персональный компьютер с принтером
  17. Систематически пополнять школьную библиотеку изданиями, отражающими направление информатизации
  18. Организовать работу по пользованию каталогами и материалами, опубликованными в сети Internet, для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
  19. Использовать информационно-коммуникационные технологии в работе с одаренными детьми
  20. Осуществлять заказ книг в публичных библиотеках через Internet
  21. Используя возможности школьного сайта, привлекать родителей для участия со своими детьми в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, в поддержке школьного сайта
  22. Знакомить преподавателей с каталогом имеющихся в МОУ видеофильмов. Обновлять и пополнять видеофонд медиатеки путем приема заказов от учителей
  23. Использовать информационные и коммуникационные технологии в реализации основных направлений РКПМО, в системе оценки и анализе качества образовательного процесса

II. Второй этап

  1. Используя возможности работы в Internet, опробовать дистанционное компьютерное профориентационное тестирование учащихся
  2. Создать школьную сеть, объединяющую кабинет информатики, кабинет директора и кабинет заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе
  3. Для автоматизации психологической службы установить компьютер в кабинете психолога
  4. Создать фонд обучающих и контролирующих программ по предметам, включая мультимедиа-технологии
  5. Организовать доступ к учебным программам, курсам и методическим материалам, размещённым на школьном сервере, а также на образовательных серверах других организаций

III. Третий этап

  1. Внедрить в МОУ автоматизированную информационную систему (АИС) "Система Управления школой",предназначенную для автоматизации процессов управления, происходящих в школе
  2. Разработать систему подготовки учащихся старших классов к применению технологии мультимедиа в учебной деятельности.

Школьная модель здоровьесберегающего пространства

В школе созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Комфортность образовательного процесса обеспечивается медико-психологической службой МОУ и консультационной помощью специалистов муниципального реабилитационного Центра «Золотой ключик», которые включены в процесс диагностики состояния физического и психического здоровья учащихся и организации профилактических мероприятий.

Оздоровительная программа разработана в августе 2008 года и утверждена решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29.08.2008г.). В настоящее время педагогический коллектив работает над реализацией основных направлений I-го этапа Программы.

Обоснование программы

В течение 2007-2008 учебного года проводилась диагностическая и психокоррекционная работа на базе классов для детей с нарушением слуха и речи. Совместно со специалистами Реабилитационного Центра разработана Оздоровительная Программа для Дошкольного Центра и классов компенсирующего обучения. Кроме того, в экспериментальну. Деятельность по апробации школьной модели здоровьесберегающего пространства включен 6а класс. Оздоровительная программа разработана в августе 2008 года и утверждена решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29.08.2008г.). В настоящее время педагогический коллектив работает над реализацией основных направлений I-го этапа Программы.

Цель работы: разработка оздоровительной программы и внедрение ее в содержание школьного образовательного пространства.

В рамках Программы решаются задачи:

  1. Защита учащихся от перегрузок и сохранение их здоровья
  2. Контроль за дозированием домашних заданий по всем предметам
  3. Соблюдение питьевого режима
  4. Грамотная организация досуга учащихся с использованием спортивного и эстетического зала, стадиона, игровой площадки
  5. Создание системы психологического и коррекционного сопровождения каждого обучающегося и педагогического работника

II. Первый этап

Особое внимание уделяется процессу адаптации пятиклассников к обучению в школе. По данным 2006–2007 учебного года свои отношения с классным руководителем оценили как хорошие – 30% пятиклассников и как очень хорошие – 63%; отношения с учителями соответственно 59% и 32%. Отношения с одноклассниками на конец первой четверти обучения оценены 75% учащимися как хорошие и 17% как очень хорошие. Гимназию как хорошую оценили 44% пятиклассников и как очень хорошую 45%.

97% учащихся 5–6 классов удовлетворены школьной жизнью, в том числе 55% показали высокую степень удовлетворенности.

По данным опроса родителей в 2007–2008 учебном году, 95% учащихся хорошо относятся к своим учителям, считают уроки интересными, 94% не разочарованы школой, имеют друзей и общие интересы в классе, 90% с удовольствием рассказывают о школе, участвуют в делах класса и школы.

Степень психологической комфортности МОУ для ребенка признали высокой 29% родителей, хорошей – 62%, средней – 9%, низкой степени психологической комфортности и дискомфорта выявлено не было.

По данным анкетирования, 95% старшеклассников МОУ дали хорошую оценку классным коллективам, педагогам школы, качеству образования и своему отношению к школе. В том числе, высокую оценку дали: классным коллективам – 51% старшеклассников, педагогическому коллективу и качеству образования – 45%, а высокий уровень отношения к школе продемонстрировали 59% старшеклассников.

Контроль выполнения программы

Контроль выполнения программы осуществляет директор школы, заместители директора, руководители программы.

Работая по данной программе, педагогический коллектив, учащиеся и их родители имеют реальную возможность сохранить здоровье каждого ученика.

Назад

Сайт создан в системе uCoz