|
Что такое психозависимость от компьютерных игр и как с ней бороться
Реал и виртуал
Болевая точка
Елена ДИК
По статистике основная масса людей, проводящих много времени за виртуальными играми - это подростки в возрасте от 10 до 18 лети пенсионеры. У людей зрелых - больше свободного времени, но меньше ярких впечатлений и эмоций, отсюда стремление подменить мир реальный иллюзиями, отодвинуть на второй план повседневные заботы. У молодых ситуация похожая. У меня, например, много знакомых ребят - обеспеченных и внешне благополучных и, тем не менее, предпочитающих компьютер иному времяпровождению. Славка - вечный студент, сидит за компом ночи напролет, глотает банками «Адреналин». Волосы у него все время немытые, одежда помятая, хотя и дорогая, вид болезненный какой-то. Говорить на нормальные человеческие темы он не умеет, для него интересны только те люди, которые более или менее понимают компьютерный жаргон. Каждый вечер Славка со своими товарищами устраивает перестрелку в локальной сети. Мама его, кстати, по этому поводу не переживает.
- Уж лучше пусть дома за компьютером сидит, чем где-нибудь за углом пьет или курит, - рассуждает она.
Но так ли уж невинны эти «контр-страйки» и прочие «стрелялки» и «бродилки»? Не напоминает ли то состояние, в котором пребывает человек, помешанный на играх, наркотическое или иное опьянение? Открываем учебник по психиатрии (авторы - Н. Жариков, Ю. Тюльпин), читаем: патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта, определяется как психологическая зависимость.
Комментирует психолог 19-й школы Татьяна ТУТАЕВА:
- Зависимость человека от компьютера - проблема достаточно новая для России, а потому каких-либо весомых исследований в этой области в нашей стране пока нет. Поскольку эта болезнь нового века, то подвержены ей в первую очередь дети, подростки, так как они быстрее взрослых приспосабливаются ко всему новому.
Чем плоха виртуальная игра? Прежде всего тем, что она сопряжена с большим удовольствием, которое достигается минимумом интеллектуальных затрат. Когда ребенок читает книгу, он фантазирует, создает собственные визуальные образы. В ролевых играх очень быстро происходит идентификация с героем, человек легко погружается туда и с трудом возвращается в реальность.
Психологическая зависимость от игры у детей и подростков - это сигнал неблагополучной семьи. Чаще всего дети стремятся уйти в виртуальный мир, чтобы преодолеть какие-то психологические барьеры. Например, развод родителей, рождение второго ребенка, дефицит внимания сверстников, близких и т.д. Порицать зависимого ребенка бесполезно, лучше смещать фокус внимания на другие виды деятельности. Необходимо не дать сознанию ребенка зафиксировать впечатления от игры как самое главное удовольствие в жизни. Нужно показать ему, что реальный мир намного краше, интереснее и разнообразнее.
Поэтому мы, психологи, в подобных случаях воздействуем главным образом не на ребенка, а на родителей и ближайшее окружение.
Другой мой знакомый, Михаил, всегда был с компьютером на ты и профессию себе выбрал соответственную - программист. Как-то была свидетелем того, как он играл со своим девятилетним сыном. Когда я изложила ему все, что думаю по поводу таких увлечений для ребенка, он ответил, что запрещать подходить к компьютеру - значит, собственноручно превращать сына в белую ворону. Это тенденция времени и естественно для нынешнего поколения. Главное, считает он, ограничивать детей во времени и отслеживать игры, в которые они играют. Сам он покупает для сына только так называемые «стратегии». В них играющий выступает в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями или даже Творца. Роль здесь не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Михаил считает, что подобные игры развивают фантазию и системное мышление.
Возможно, в его словах есть доля истины. Для детей свойственна потребность в игре, а электронные игры - это лишь дань времени, как когда-то мультики, тетрисы, приставки. В принципе, большой беды не случится, если ребенок полчаса в день проведет за компьютером, главное, чтобы это занятие не было в ущерб учебе, подвижным играм, культурному развитию, режиму сна и питания и реальному общению со сверстниками.
Согласно гигиеническим требованиям 7-10-летние дети должны находиться за компьютером не больше 45 минут в день, 11-12-летние - два раза в день по 45 минут, старше - три раза в день
СИМПТОМЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ:
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса игры;
- нежелание отвлечься от игры;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время игры;
- обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типумигрени;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- боли в спине;
- расстройство сна, изменение режима сна.
ЧТО РЕБЕНКА ПРИВЛЕКАЕТ В ИГРЕ:
- наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
- вероятность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения вне зависимости от того, к чему они могут привести;
- отсутствие ответственности;
- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток.
Назад
|